Пресс-центр


28.03.2017

Национальная ассоциация обучения предпринимательству ведет работу по созданию и обсуждению профессионального стандарта предпринимателя


О необходимости разработки профессионального стандарта предпринимателя

Предпринимательство является основным вектором эволюции мировой экономики на протяжении ее многовековой истории. В современном мире предпринимательство стало способом интернационализации общественной жизни, межнационального и межкультурного сотрудничества людей. Не подвергается сомнению и ключевое значение предпринимательства как системообразующего элемента современной российской экономики.

Однако предпринимательство все еще не признано в России направлением общественно-полезной деятельности людей и уважаемой профессией. Налицо ряд факторов, которые сдерживают формирование позитивных образов предпринимателей и предпринимательства в сознании россиян и не позволяют поставить предпринимательство вровень с другими профессиями.

Наибольшую проблему в части укоренения конструктивных представлений о современном предпринимательстве представляет отсутствие определения специфических предметов и объектов профессиональной деятельности предпринимателей, состава предпринимательских ресурсов и бизнес-процессов, миссии предпринимательства в российской экономике, профессиональных интересов предпринимателей и перечня профессиональных функций, являющихся исключительной компетенцией предпринимателей.

Отсутствие упорядоченных представлений о предпринимательстве не дает возможности полноценно развивать предпринимательское образование на системном уровне. Ключевым результатом любой программы обучения предпринимательству должна явиться совокупность предпринимательских компетенций, приобретаемых выпускниками в процессе освоения программы и необходимых им для успешной профессиональной карьеры в предпринимательстве. Однако в современном российском бизнесе практически не встречается формализованного описания профессиональных функций предпринимателей, их трудовых действий, а также знаний и умений, необходимых им для выполнения данных функций и действий. Исключение составляют документы, описывающие типовые процедуры работы высших звеньев корпоративного менеджмента - регламенты проведения общих собраний акционеров и заседаний советов директоров. Но документов, которые содержали бы критерии оценки предпринимательской квалификации и процедуры такой оценки, в настоящее время нет.

В противоположность компетенциям нанимаемых работников, которые устанавливаются работодателями, компетенции для профессионального исполнения предпринимательских функций формируются непосредственно самими предпринимателями. Подробная формализация важна не только для действующих предпринимателей, но и для образовательных организаций, которые могли бы руководствоваться ею в процессе установления структуры и определения контента программ обучения предпринимательству.

На образовательных пространствах высшего и среднего профессионального образования отсутствуют специализированные программы по формированию профессиональных, общепрофессиональных и общекультурных предпринимательских компетенций. Даже те учебные заведения, в названии которых присутствуют слова «предпринимательство» или «бизнес», не имеют в арсенале образовательных программ, которые была бы нацелены на обучение предпринимательской профессии – в лучшем случае обучение предпринимательству искусственно подверстывается к задачам подготовки специалистов в других профессиях. Чаще всего, обучение предпринимательству в России сводится к разрозненным курсам по бизнес–планированию, стартапам, бухгалтерскому учету в малом бизнесе и т.п.

Главная причина такого положения состоит в том, что при организации СПО, бакалавриата и магистратуры отсутствуют базовые стандарты обучения предпринимательству. Попытки компенсировать это посредством введения «предпринимательской составляющей» в образовательные программы по другим направлениям («менеджмент», «инноватика») приводят лишь к искусственному вкраплению предпринимательской тематики в подготовку людей к другому типу профессиональной деятельности.

Такие полумеры, несомненно, не могут обеспечить в полной мере приобретение выпускниками профессиональных компетенций, необходимых им для занятия предпринимательством на конкурентоспособном уровне.

В противоположность России за рубежом давно достигнут консенсус по вопросу о предпринимательских компетенциях и сформированы представления о задачах предпринимательского образования. Это уже много десятилетий назад дало различным странам возможность разработать специализированные программы для колледжей, бакалавриата, магистратуры и аспирантуры по предпринимательству.

За рубежом предпринимательство признается равноценной областью образования, наравне с менеджментом и экономикой. Выпускники университетских программ получают по окончании программ академические степени, соответственно, бакалавров или магистров предпринимательства.

Предпринимательское образование определяется университетами и колледжами как набор формализованного обучения, которое предназначено для информирования, тренировки и подготовки людей, заинтересованных в создании и развитии бизнес – структур, привитие им специальных навыков, полезных для того, чтобы стать успешным предпринимателем.

В США, например, предпринимательство - третья по популярности специальность в бакалавриате. На едином европейском пространстве высшего образования предпринимательство входит в пятерку наиболее востребованных направлений обучения бакалавров. Специализированные образовательные программы предпринимательского образования реализуются во всем мире, но не в России, которая остро нуждается в них для укоренения национальной системы предпринимательства и обеспечения ее конкурентоспособности. Недопустимо, что Россия в этом вопросе отстает не только от развитых стран Запада и Востока, но и от Африки и Латинской Америки.

Чтобы не отстать от других стран, в России развернута работа по обоснованию профессионального стандарта предпринимателя, системы компетенций в сфере профессионального предпринимательства и образовательных стандартов в сфере обучения предпринимательству. Тем более, что в последние годы обучение профессиональному занятию предпринимательством российских граждан, прежде всего, молодежи, приобрело характер общественной потребности и социального заказа, вызревшего в недрах позитивных тенденций развития экономики страны.

С 2012 г. разработкой проектов таких стандартов занимается Национальная ассоциация обучения предпринимательству.

Национальная ассоциация обучения предпринимательства является ключевым драйвером в формировании понятийного и методологического аппарата обучению предпринимательству. В 2014–2015 гг. Национальная ассоциация обучения предпринимательству осуществила разработку проектов базовых нормативно-методических материалов, которые могут быть положены в основу образовательных стандартов и/или программ бакалавриата по предпринимательству для российских образовательных организаций.

Часть материалов была сформирована в процессе выполнения комплексных научных исследований на темы «Исследование профессиональных компетенций молодежи в процессе обучения предпринимательству» (2014) и «Разработка стандарта по обучению предпринимательству в части формирования знаний, умений и навыков по социальному предпринимательству» (2014–2015).

Предлагаемые идеи обсуждались на круглых столах «Содержание и условия формирования профессиональных предпринимательских компетенций молодежи в процессе обучения предпринимательству» (2014), «Формирование системы предпринимательского образования в г. Москве» (2014), «Стандарты и методики обучения социальному предпринимательству» (2015), на семинаре Центра предпринимательства «Предпринимательские программы в современном образовательном учреждении», на международных конференциях в Москве «Формирование профессиональных предпринимательских компетенций молодежи в процессе обучения предпринимательству» (ноябрь 2014), «Компетентностный подход в обучении предпринимательству в организациях высшего и среднего профессионального образования» (ноябрь 2015), на ежегодных конференциях USASBE в Форт-Уэрте (январь 2014), Сан-Диего (январь 2016), Филадельфии (январь 2017), 59-й и 60-й ежегодных конференциях ICSB (International Council for Small Business) в Дублине (2014) и в Дубае (2015). Результаты исследований были опубликованы в книгах «Формирование профессиональных предпринимательских компетенций молодежи в процессе обучения предпринимательству» (Москва, 2014), «Предпринимательское образование в России и за рубежом: история, содержание, стандарты, качество» (Москва, 2015), в большом числе статей в журналах «Высшее образование в России», «Среднее профессиональное образование» и др.


Проект профессионального стандарта Предпринимателя




Возврат к списку


Комментарии:





Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
 
Авторизация